Открытый урок

Окружающий  мир  2-А  класс.
Тема  урока: «Погода  и климат»
МБОУ  «Лицей №2»  Дикун  Л.А.

 


Цели  урока: 1-я  линия  развития – знакомство  с  целостной  картиной  мира.
1.    Научить  различать  погоду  и  климат, научить  описывать  погоду  и  объяснять  причины  происхождения  погодных  явлений.
2.    Научить  определять  температуру  с  помощью  термометра.
Минимум:описывать  погоду, вести  и  анализировать  дневник  наблюдений  за  погодой. Характеризовать  основные  этапы  круговорота  воды  в  природе. Определять  температуру  с  помощью  термометра. Понятия:  температура, осадки, погода.
Минимакс: в  конце  урока  ученики  могут  узнавать  признаки, с  помощью  которых  можно  предсказывать  погоду. Получить  элементарные  сведения  о  климате. Приобрести  чёткое  представление о  том, что  такое  температура,  термометр,  в  чём  отличие  погоды  от  климата. Понятия: климат.
Максимум:  к  концу  урока  ребята  могут  получить  сведения  о  разнообразных  видах  осадков,  о  ветре  и  научиться  объяснять  причину  их  появления.
Оборудование:  термометры  уличный,  комнатный и  медицинский,  веер,  рисунки  различных  сезонов  года,  календарь  погоды,  плакат: «Погода  и  климат»  из  комплекта  «Наглядные  материалы  по  окружающему  миру  для  2  класса»
Медиапродукт – наглядная  презентация  учебного  материала
(Power Point  Word)

1.    Орг.  момент.
Я  вижу,  что  вы  все  готовы    уроку,  настроение  у  всех  отличное. Значит  вперёд  за  маленькими  открытиями!
2.    Актуализация  знаний.
Великий «Всезнамус»,  прежде  чем  пустить  нас  в  страну  знаний,  решил  устроить  нам  проверку. За  1 минуту  мы  с  вами  должны  успеть  ответить  на  все  вопросы,  которые  нам  приготовил  «Всезнамус».
•    Какую  форму  имеет  Земля?
•    Что  является  моделью Земли?
•    Какой  по  счёту  является  Земля  от  Солнца?
•    Спутник  Земли?
•    Какие  вращения  совершает  Земля?
•    От  какого  вращения  зависит  смена  дня  и  ночи?
•    От  какого  вращения  зависит  смена  времён  года?
•    Как  называется  воздушная  оболочка  вокруг  Земли?

Дождик  землю  поливает
И  деревья  умывает.
Что – то  он  сказать  хотел,
К  нам  в  окошко  залетел.
Он  решил  нам  показать,
Что  урок  пора  начать.
3.    Создание  проблемной  ситуации  и  актуализация  знаний (работа  в  группах)
Из  данных  слов: Солнце, климат,  Земля,  Луна,  спутник,  планета,звезда,  погода,  образуйте  пары,  связанные  между  собой  по  смыслу.
А  связаны  ли  между  собой  слова  погода  и  климат?
Сегодня  на  уроке  мы  продолжим разговор  о  причинах  распределения  тепла  и  холода  на  Земле  и  выявим  новые  причины.
•    Прежде  определим,  какое  время  года  за окном?
•    Объясните  свой  ответ(Мы  находимся  в  северном  полушарии, солнечные  лучи  в  это  время  падают  на  поверхность  планеты  довольно  полого,  под  углом  и  не  очень  сильно  обогревают  Землю)
•    Опишите  осенние  явления.  Вставьте  нужные  слова.
•    Осенью...тепло,  часто  небо  покрыто... ,  идёт  мелкий,  затяжной.... ,  дует  холодный.... . Обычно  на  улице  не  очень  хорошая.... .  Но  сегодня  тепло  и  сухо.
•    Что  такое  погода?   Возможные  варианты  детей.
•    Говорили  мы  раньше  об  этом  явлении  на  уроке  окружающего  мира? ( Мы  наблюдали  за  погодой,  но  что  это  не  выяснили)
•    Из  каких  явлений  складывается  погода? Что  нам  поможет  вспомнить  об  этом? (Календарь  наблюдений,  он  размещен  в  дневнике  ученика  2  класса)
•    Из  температуры  воздуха,  осадков,  облачности,  ветра  складывается  погода.
•    Чем  отличается  погода  в  разное  время  года?  Какие  предположения?(Слайд-
•    В  какое  время  года  Солнце  поднимается  на  небе  выше?
•    На  какой  планете  Солнечной  системы  существует  жизнь? С-
•    Почему  на  Земле  происходит  смена  времен  года? С-
•    Почему  летом  в  тени  теплее,  чем  на  солнечной  стороне  зимой?
•    Если  в  нашем  полушарии  зима,  то  в  Южном  полушарии  
•    какое  время  года?
Почему  на  поверхности  Земли никогда  не  бывает  так  горячо,  как  например,  на  Луне  днём,  и  не  бывает так  холодно,  как  на  Луне  ночью? (Атмосфера ,  как  одеялом, мощной  воздушной  подушкой  окутала  Землю. Вид  на  нашу  планету  из  космоса .С-
Накануне  педагог  просил  узнать  ребят, какой  будет  погода  в  разных  городах  той  же  широты.
-  Расскажите  о  погоде в  разных  городах  умеренного  пояса.  Одинаковая  ли  погода?
-  Какой  вопрос  возникает  у  вас? (Почему  же  на  одном  расстоянии  от  полярного  круга  или  от экватора  такая  разная  погода? Видимо , что – то ещё  влияет  на  распределение  тепла  на  поверхности  Земли.
-  Почему  же  мы  не можем  объяснить  данное  явление?
-  Какова  тема  урока?  Причина  изменения  погоды.
4.Совместное  «открытие»  знаний ( работа  в  группах)
Чтобы  ответить  на  вопросы,  необходимо  проделать  несколько  наблюдений.
1.    Что  произойдёт, если  мы  запустим  бумажный  самолётик,  подбросим  вверх  карандаш? (Они  под  действием  притяжения  Земли  обязательно  упадут  обратно.Самолётик  будет  падать  дольше,  чем  карандаш)
2.    А  почему  самолётик  будет  падать  дольше?  Подумайте.
3.    Возьмите  в  руки  тетрадь  и  помашите  около  лица. Что  вы  почувствуете?
4.    Из  чего  получился  ветер? (Вокруг  нас  находится  невидимый  воздух.  Мы  его  не  замечаем. Тетрадь  привела  его  в  движение)
5.    Наверное,  он  не  очень  важен  для  нашей  планеты.  Как  вы  думаете?
Демонстрация  опытов:  с  помощью  фена  важно  продемонстрировать,  что  воздух  может  быть  тёплым  или  холодным. Вывод:   воздух  можно   охладить или  нагреть  достаточно  быстро, тёплый  воздух  перемещается  вверх,  на  его  место  направляется  холодный.
6.    Вспомните,  что  происходит  с  водой  при  нагревании?
7.    Что  такое  пар? (газ)
8.    Из  чего  состоит  воздух? ( он  состоит  из  газов)
9.    Что  такое  круговорот  воды  в  природе? (Вода  находится  в  природе  в  постоянном  движении. Вода  испаряется  и  в  виде  пара  поднимается  вверх.  При  охлаждении  возникают  мельчайшие  водные  капельки – они  образуют  облака. В  зависимости  от  температуры  из  облаков  на  Землю,  под  действием  силы  тяжести  выпадают  осадки.
10.    Облака  неподвижны  или  нет?
11.    Что  их  движет?
12.    Откуда  берётся  ветер? (Это  происходит  из-за  того,  что  тёплый  воздух  поднимается  вверх,  а  на  его  место  устремляется  холодный
13.    Что  нагревает  воздух? (Солнце  по-разному  обогревает  поверхность  Земли.  Воздух,  тепло,  которое  получает  Земля  от  Солнца,  и  круговорот  воды  в  природе  тесно  взаимосвязаны. Воздух  находится  в  постоянном  движении. И  он  увлекает  за  собой  облака,  перемещая  влагу,  тепло  или  холод  с  одного  места  на  другое)
14.     Почему  же  он  не  улетает  с  нашей  планеты,  что  его  удерживает? (Его  удерживает  притяжение  Земли)
15.     Найдите  в  учебнике  на  стр. 70,  как  называется  воздушная  оболочка  Земли.  И  что  в  ней  особенного? (Воздушная  оболочка  называется  атмосферой. Если  бы  её  не  было  около  нашей  планеты,  тогда  она,  как  Луна,  или  очень  сильно  нагревалась,  или  бы  сильно  остывала. Атмосфера  задерживает  тепло  и  не  дает  газам  улетать  в  космос. Тепло  перемещается  из  тёплых  мест  в  холодные.
16.    А  что  такое  атмосферные  явления? (Облака,  ветер, дождь,  мороз,  жара, снегопад, гроза, туман – это атмосферные  явления)
17.     Найдите  в  учебнике  информацию  о  том,  как  образуется  ветер  на  стр. 72,  сравните  её  с  нашими  выводами.С-
Физминутка:
Поработали  мы  дружно,  дружно  встанем,  тихо  сядем.
Отдохнуть  немного  нужно. И  закроем  все  глаза
(Далее  шепотом) Наступает,  наступает  тишина.
Как  мы  можем  определить,  какую  одежду  надеть,  чтобы  выйти  на  улицу?  Ответы  детей.  Схему  показываю  на  слайде.
Температура  воздуха.
Она  группа  готовила  сообщение  о  температуре  воздуха.  Кто  расскажет?
План  ответа:
•    Как  называется  прибор  для  измерения  температуры  воздуха?
•    Какие  виды  термометров  вы  знаете?
•    Для  чего  они  используются?
•    Как  устроен  термометр?
•    В  каких  единицах  измеряется  температура?
•    При  какой  температуре  замерзает  вода?
•    Какую  температуру  называют  положительной?  Отрицательной?
•    Определите  температуру  воздуха  в  классе. С -

Можно  ли  назвать  температуру  величиной?(Температуру  можно  измерить  и  выразить  с  помощью  чисел,  значит,  это  величина)
Дожди,  туманы,  росы,  лёд –
Нам   всем  нужна  вода.
Такой  её  круговорот
В  природе  навсегда!
Как  образуются  осадки?
Как  ветер  и  сила  тяжести  помогают  воде  путешествовать?
Я  хочу  рассказать  вам  сказку  о  капельке,  которая  путешествовала.
Сказка  о  капельке.
Жили – были  маленькие  капельки  воды:  одни  капельки  весело  плескались  на  волнах  в  море,  другие  лежали  на  листьях  деревьев,  третьи – просто  на  земле. А  вверху  светило  яркое  солнышко. Капельки,  греясь   лучами  тёплого  солнышка,  становились  воздушными  и  могли  летать. С -
И  вот  однажды  капельки  решили  полететь  к  солнцу. Они  поднимались  всё  выше  и  выше. Чем  выше  капельки  поднимались,  тем  холоднее  становился  воздух. Капельки  мёрзли  и  превращались  в  маленькие  льдинки. Они  сбивались  в  кучку  и  так  продолжали  подниматься  вверх. А  снизу  к  ним  в  кучку  добавлялись  новые  капельки,  и  они  тоже  замерзали. Так  получилась  туча,  которая  всё  росла  и  росла. С -
Через  некоторое  время , согревшись,  капельки  снова  пустились  в  путешествие  к  солнышку  и  обратно. Но  теперь , когда  наступила  зима,  и  воздух  стал  у  земли  холоднее,  замёрзшие  капельки  опустились  на  землю  снежинками. С -
Так  на  земле  происходит  постоянный  круговорот  воды  в  природе.

В  атмосферном  воздухе  всегда  содержится  вода  в  виде  пара. Он  бесцветный  и  прозрачный  и  поэтому  невидим. Когда  в  воздухе  находится  мало  пара,  то  иногда  можно  наблюдать  такую  картину – безоблачность.  С-
При  охлаждении  пар  превращается  в  мельчайшие  лёгкие  капельки,  из  которых  состоят  облака. Покрывая  небо,  они  создают  облачность. Если  облака  продолжают  охлаждаться,  капли  тяжелеют  и  выпадают  на  землю  в  виде  осадков. По  виду  облаков  можно  предсказывать  погоду:  перед  дождём  облака  превращаются  в  тучи.
Какие  виды  осадков  вы  знаете,  выполним  задание  на  стр. 73

Какое  определение  можно  сформулировать  о  погоде.  Сочетание  температуры  воздуха,  облачности,  осадков,  ветра  называется  погодой

И  так  с  погодой  разобрались.  А  что  такое  климат?
Как  вы  думаете  в  разных  частях  Земного  шара  разный  климат  или  одинаковый?
Для  каждого  участка  Земного  шара  один  и  тот  же  характерный  режим  погоды  повторяется  из  года  в  год. (Это  называется  климатом)
Подведём  итог  нашим  открытиям. Что  называется  погодой  и  что  такое  климат? Дети  читают  определения.
Погода – это  сочетаниетемпературы  воздуха,  облачности,  осадков,  ветра.
Климат – это  обычные  изменения  погоды  в  определённом  месте
Максимум:определите,  что  относится  к  климату,  а  что  к  погоде. 1-я  группа. Сегодня   налетел  сильный  ветер,  небо  покрылось  тучами,  и  из  них  полился  мелкий  дождь.  А  обычно  зимой  у  нас  идёт  снег.   2-ягруппа.  Весной  тает  снег,  ярко  светит  солнце.  А  в  этом  апреле  ещё  шёл  снег  и  мела  метель.  3-я  группа.  Осень  радовала  нас  солнечными  и  тёплыми  днями.  Хотя  уже  давно  должны  идти  дожди.  4 –я  группа.  Лето  всегда  ждёшь с  нетерпением,  так  хочется  солнечного  тепла,  ласкового  ветра  и  озорного  дождя.  Вот  уже  неделю  с  неба  смотрит  на  нас  палящее  солнце,  очень  душно,  а  дождя  всё  нет  и  нет. (Работа  в группах)
Итог  работы.
•    Что  нового  вы  узнали?
•    Как  вы  это  узнали,  что  вам  помогло?
•    Кто  из  ребят  больше  всех  помог  в  открытии  знаний?
•    Как  ты  работал?
•    Солнышко – доволен  собой
•    Солнышко  за  облачком -  не  совсем  доволен
•    Тучка – не  доволен

В  природе  навсегда!

 

Слайд-шоу

Прогноз погоды

Популярные статьи

Рейтинг@Mail.ru